Аргументация
как убеждать людей
Каждый день мы общаемся с другими людьми: с близкими и незнакомыми, на простые или сложные темы. Иногда нам кажется, что мы с собеседником говорим об одном и том же, а потом выясняется, что мы неправильно друг друга поняли
уловках,
манипуляции,
тактику диалога
критику
сильные аргументы
Мы научимся строить сильные аргументы
и «отбивать» аргументы соперника, конструктивно реагировать на критику
и не вестись на манипуляции , разберёмся
в уловках , которые могут использовать против нас в диалоге. Наконец, мы поймём,
как выстраивать тактику диалога
и думать на несколько фраз вперёд.
В этом курсе:
Наш маршрут
Слушаем
Говорим
Аргументируем
Считываем уловки
Выстраиваем тактику
Шаг 1. Слушаем
Чтобы диалог был успешным, важно не только слушать, но и слышать собеседника: видеть, что для него важно, понимать в каком диалоге мы находимся и куда он ведет. На этом этапе мы разберем каким должен быть эффективный диалог и на что обращать внимание при общении
Кооперативный диалог
В данном виде диалога у всех участников есть совместно принятая цель.
Она может проговариваться или быть ясной по умолчанию. Главное, что все стороны понимают её одинаково и движутся именно к ней.
Например, друзья собрались в кино, и их цель — решить, на какой фильм пойти, чтобы хорошо провести время вместе
В таком диалоге каждым движет его собственная цель.
А если участников больше двух, то как минимум у одной из сторон цель отличается от остальных.
Например, кто-то хочет не выбрать хороший фильм для просмотра с друзьями, а доказать, что он лучше других разбирается в кинематографе
Какими бывают диалоги?
Все диалоги можно разделить на два больших вида:
Некооперативный диалог
По-настоящему успешным может быть только кооперативный диалог, который остаётся таковым от начала до конца.
Именно такие диалоги мы будем учиться строить
Этот тип диалога начинается из-за конфликта мнений. У людей разные позиции по какому-то вопросу, и каждый уверен в своей правоте. Каждый стремится отстоять свою точку зрения и доказать, что именно его позиция верна
Его провоцирует личный конфликт, когда люди недовольны друг другом. Они начинают ругаться до тех пор, пока кто-то не капитулирует. Цель спора — не убедить собеседника, а победить любыми средствами
Убеждения
Переговоры
Эристический
Цели разговора
Целей кооперативного диалога может быть множество. Канадский профессор Дуглас Уолтон предложил разделить их на 6 типов:
Люди вступают в данный диалог, когда у них есть потребность найти истину. Цель исследования — докопаться до правды. Например, между учеными или следователями, у которых есть гипотеза, и нужно её подтвердить или опровергнуть
Он рождается из простой потребности найти информацию. Здесь нам не нужно выяснять причинно-следственные связи и докапываться до правды — мы просто хотим получить какие-то сведения. Например, спросить у друга, работающего в туризме, где купить путевку
Мы вступаем в такой диалог, когда у нас есть потребность принять решение, чтобы действовать. Делиберация — это обсуждение путей решения вопроса. Цель — договориться, как мы будем действовать дальше. Например, решить куда пойти с другом: в кафе или кино
Исследовательский
Информирующий
Делиберативный
1
2
3
4
5
6
Такой диалог начинается, когда есть конфликт интересов. Одна сторона хочет одного, другая — другого, и им нужно достичь паритет. Цель переговоров — найти компромисс. Пример: торг между продавцом и покупателем
Помни, что один диалог может перетечь в другой. Если в процессе цель поменяется, но продолжит быть общей для всех, диалог останется кооперативным. Но если цели людей разойдутся, диалог развалится.

Важно следить за кооперативностью не только на старте, но и в процессе. Надо понимать, в каком типе диалога мы находимся и совпадает ли это с тем, чего хочет наш собеседник
Ценности собеседника
Цель разговора нам ясна, теперь мы должны понять что важно для собеседника.
Ни для кого, не секрет, что все люди — разные. И если мы не хотим, чтобы диалог развалился, мы должны понимать, на какую систему ценностей опирается наш собеседник.
И по возможности не задевать его «за живое».
Первый шаг — разобраться, как устроена наша система ценностей и убеждений.
Поможет нам в этом простая и наглядная модель «ядро-периферия»
Модель "Ядро-периферия"
Это серьёзные установки, которые мы вырабатываем в течение жизни, но при разумных доводах готовы их пересмотреть. Возможно, не полностью отказаться от них, но хотя бы частично ими поступиться.
Важные убеждения
Это защитный барьер для нашего ядра. Обесценивание того, что говорит другой человек, отрицание и полное нежелание слушать — верные признаки того, что ты копнул очень глубоко.
Психологическая защита
Самые главные убеждения. Это те ценности, которые можно считать неотъемлемой частью человека. Они практически составляют его суть — то, как он сам себя понимает.
Жесткое ядро
Представь, что убеждения человека устроены как луковица. Есть несколько слоёв, а внутри — жёсткая сердцевина.
В зависимости от того, куда мы "попали", необходимо понимать как выстраивать диалог или стоит его завершить
Несущественные убеждения
Если нужно, ими легко поступиться. Часто люди говорят: «Ну, не хотите — ради бога, я согласен. Пусть будет так».
Почти у каждого из нас в ядре лежит убеждение «Я нормальный и разумный человек».
Каждый, с кем мы радикально не согласны, внутри ощущает себя точно так же.
Он думает: «Я нормальный и разумный человек».

Иногда мы этого не учитываем, используя фразы «Да никто так не делает!» или «Кто вообще в наше время так рассуждает!». За этим легко читается: «Ты плохой, неразумный, неадекватный, раз ты так думаешь или делаешь».

Когда мы учитываем силу наших убеждений и убеждений собеседника,
мы можем выстраивать свой диалог более успешно.
Шаг 2. Говорим и аргументируем
Собеседника мы услышали и понимаем его ценности. Теперь нам нужно выстроить аргументацию, сделать ее не только понятной для собеседника, но и яркой, вызывающую эмоции, а также подготовиться к возможной критике
Этос
Пафос
Логос
Начнём мы с трёх китов, на которых держится мастерство любого оратора ещё со времён Аристотеля. Он считал, что успешный оратор — должен хорошо владеть тремя аспектами речи: этосом, пафосом и логосом.
Обращение к эмоциям аудитории. Не то, что испытывает сам оратор, а то, что испытывает публика, когда его слушает
Пафос
Это то, что именно говорит оратор — его убедительные аргументы
и их содержание.
Логос
Авторитет, которым обладает спикер. Это те основания, на которых держится доверие аудитории.
Этос
Важно понимать, что логос не будет работать без этоса и пафоса. Если мы не понимаем, какая у нас репутация, и не думаем об эмоциях слушателей, наши аргументы рискуют провалиться
Что такое аргументация и как её выстроить?
Аргументация — это явная речевая деятельность, цель которой — изменить чью-либо позицию с помощью рассуждений.
В самом общем виде аргументация состоит из трёх элементов:
Аргументация
Теперь мы знаем, важно не только то, что ты говоришь, но и как ты это делаешь. В этом курсе мы подробнее рассматриваем именно логос. И наша цель, не просто рассказать что-то, а донести свою позицию с помощью аргументации
Объяснение, почему мы считаем, что наш тезис верен
Основная мысль, которую нам нужно будет обосновать
Это «украшение», которая делает аргументацию более убедительной
Тезис
Иллюстрация
Аргумент
"Свободное время нужно проводить с друзьями, потому что так весело и интересно. Ведь приятно поболтать с другом после тяжелой рабочей недели."
Пример: Свободное время нужно проводить с друзьями
Пример: приятно поболтать с другом после тяжелой рабочей недели
Пример: так весело и интересно
А теперь попробуем объединить все элементы:
Кажется, что все просто и мы используем эту схему каждый день. Но часто люди путают тезис и объяснение. Или намеренно подменяют объяснение на иллюстрацию.
Поэтому мы всегда должны очень чётко формулировать свои мысли, чтобы нас правильно поняли. Если с тезисом все понятно, он должен быть предельно четким, то над объяснением и иллюстрацией необходимо тщательно поработать
Формула RAS: критерии корректного аргумента
Самая главная часть аргументации — это объяснение. Если у нас нет объяснения — у нас нет аргументации. Например, кто-то говорит: «Просто я имею право на своё мнение».
Это не аргумент, эти слова не имеют веса. Канадские философы Ральф Джонсон и Энтони Блэр придумали формулу RAS, которая содержит три критерия корректного аргумента:
Объяснение должно быть релевантным. Оно должно относиться к делу и объяснять именно тот тезис, который мы заявляем
Объяснение должно быть достаточным. Его должно хватать, чтобы признать тезис верным
Объяснение должно быть приемлемым для собеседника. Таким, которое слушатель примет как истинное или хотя бы правдоподобное
R — relevant
S — sufficient
A — acceptable
"Надо запретить школьникам пользоваться гаджетами во время уроков. Почему? Потому что дети должны получать знания самостоятельно, без искусственных "подпорок".
Разберём критерии на примере:
Первая часть — это тезис, вторая — объяснение. Релевантное ли оно? Только частично. Гаджеты можно использовать на уроках по-разному. Здесь их рассматривают только как шпаргалку, но ведь есть много других сценариев.
Приемлемый ли это аргумент? Смотря для кого. Для учителей — скорее да, для школьников — наверняка нет. Достаточно ли этого объяснения? Кажется, нет. Если даже мы примем такой аргумент, его одного будет мало, чтобы мы согласились с тезисом.
Добавим немного цвета
Иллюстрация аргументации не всегда является обязательной составляющей. Если она не приходит в голову — не страшно, можно оставить аргументацию без неё. Но если иллюстрация получилась хорошей, именно её запомнят в первую очередь.
Разберем 4 вида иллюстраций:
Отсылка на личный опыт
"Я делаю так, и это работает."
Дай ссылку на любой частный пример
Где-то там было так-то, и это получилось — или не получилось.
Проведи аналогию
Сравнить то, о чём говоришь, с другой областью, предметом или ситуацией. С чем-то, что красиво «подсветит» нужные стороны нашего аргумента.
Используй выдержки из авторитетных источников
Иногда подойдёт даже афоризм кого-то, кто производит впечатление на слушателей
Сложный аргумент
Мы разобрались, что аргументация состоит из трех частей: тезис, аргумент (или объяснение) и иллюстрация. Но в реальности всё немного сложнее, и для успешной аргументации нам может быть недостаточно этой простой модели. Давайте копнём чуть глубже. Философ Стивен Тулмин предложил более сложную модель аргументации, которая состоит из шести элементов:
Сложный аргумент
Модель Тулмана
Мысль спикера,
которую он заявляет
Тезис
отсылка к каким-либо фактам или событиям из реального мира
Данные
связь данных с тезисом. Зачастую это общее правило, о котором и так все знают
Основание
Подтверждение основанию
Поддержка
Позволяет указать ограничения и исключения
Оговорка
Показывает, насколько спикер уверен в выводе
Квалификатор
Разберём все шесть аспектов на примере, который предложил сам Тулмин:
«Рик — рыжий и белокожий. Вчера он много времени провёл на жарком солнце. Думаю, он мог сильно обгореть».
Поддержка:
мы можем пояснить, что у таких людей мало меланина, а этот пигмент предохраняет кожу от солнечных ожогов
Тезис:
Рик мог сильно обгореть
Данные:
Первое - Рик рыжий и белокожий, второе — вчера он много времени провёл на солнце
Основание:
Явно мы здесь ничего не проговариваем, но знаем, что рыжие и белокожие люди легко обгорают на солнце
Оговорка:
В нашем примере её нет, но мы можем придумать условия, которые серьёзно снизят вероятность нашего вывода. Почему Рик мог бы не обгореть? Например, может выясниться, что родители Рика тоже рыжие, но на солнце обычно не обгорают
Квалификатор:
Мы говорим: «Думаю, он мог обгореть». С помощью квалификатора «думаю» мы показываем, что это лишь наше предположение
Модель Тулмина более громоздкая, чем просто «тезис — объяснение — иллюстрация». Но с ней полезно поработать, чтобы лучше подготовиться к диалогу. Мы можем сделать нужные оговорки, чтобы тезис был максимально ясным. И можем продумать, чем мы поддержим наше основание, если у собеседника будут к нему вопросы.
Виды критики
Критика — это любая атака на аргумент собеседника. Мы постоянно сталкиваемся с ней, потому что все люди разные и могут не соглашаться друг с другом. Сама критика тоже может быть очень разной. Для начала мы можем разделить её на косвенную и прямую.
Это уже не сомнение, а именно возражение. Это прямое несогласие с тем, что говорит собеседник
Это всего лишь выражение сомнения. Часто она представляет собой просто запрос на уточнение
Косвенная критика
Прямая критика
Критика
Теперь мы понимаем из чего состоит аргументация и как её грамотно построить.
Но что, если наши аргументы начнут критиковать? Мы должны заранее об этом подумать и подготовится к такому повороту событий
Кроме этого критику — неважно, прямую или косвенную, — можно разделить на три вида в зависимости от того, какую часть аргументации атакует собеседник.
Главные части аргументации по Тулмину — это тезис, данные и основание. Каждый из этих трёх элементов можно подвергнуть критике:
"Опровержение"
"Отсечение"
"Подрыв"
Критика тезиса
Критика основания
Критика данных
Разберёмся, как всё работает. Возьмём для примера такой аргумент:
«Наши дети плохо себя ведут. Чтобы улучшить их поведение, надо заставить их поверить в Деда Мороза. Поэтому мы должны учить детей, что Дед Мороз существует».
Если собеседник не согласен с самим тезисом, возможно, нас спасут более сильные аргументы. Оспаривает данные? В таком случае, нам предстоит разобраться, как обстоят дела на самом деле. Или привести в качестве данных другие факты — такие, с которыми наш оппонент не спорит.
Если проблема в основании, нам придётся попотеть больше всего. Связь данных с тезисом очень важна, ведь именно на ней держится весь аргумент. Если она не устраивает собеседника, нам нужно либо подвести под это другую теорию, либо придумать другую аргументацию. Это серьёзная работа, поэтому лучше сразу как можно лучше подумать над основанием.
Собеседник: «Нет, не может быть никакой веры в Деда Мороза! Моя религия мне этого не позволяет!».
Здесь собеседником критикуется тезис - главная мысль аргумента.
Опровержение
Собеседник: «А действительно ли обман, что Дед Мороз существует, — лучший способ воспитания?».
Такая критика отсекает связь между фактами от тезисом. Именно эта связь здесь ставится под сомнение.
Отсечение
Собеседник: «Разве дети плохо себя ведут? По-моему, всё нормально и ничего ужасного
не происходит».
Наш собеседник не разделяет нашу интерпретацию факта или сомневается в самом факте.
Подрыв
Шаг 3. Считываем уловки
Мы уже разобрались, как должна быть устроена аргументация и как сделать её по-настоящему хорошей. Теперь пора поговорить о плохих аргументах. Точнее, о некорректных приёмах в аргументации - уловках. Самое время разобраться, какими они бывают, научиться их распознавать и понять, как на них реагировать
"Ловись уловка, большая и маленькая..."
Людям свойственно ошибаться, и часто они просто не отличают плохие аргументы от хороших.
Но иногда они специально используют некорректные аргументы и пытаются манипулировать нами.
Ошибки в чужих аргументах для нас не опасны, а с уловками нужно быть осторожными.
Мы подготовили памятку с самыми распространёнными уловками, чтобы ты был начеку
Шаг 4. Выстраиваем тактику
Теперь мы знаем как выстроить диалог. Но как собрать это все воедино? Как не запутаться в аргументах и ничего не упустить? Как обезопасить себя от активных атак оппонентов?
Для этого необходимо продумать всю траекторию аргументации, понять её слабые места и, по возможности, избежать критики с помощью аргумент-карты
Аргумент-карта
"Не подскажете как пройти к успешному диалогу?"
Аргумент-карта — это визуальное представление аргументации.
Если у нас всего один аргумент, никакая карта нам не нужна. Но если их два или больше — это уже система. Все аргументы в ней как-то соотносятся друг с другом, чтобы поддерживать тезис.
Есть три основных способа соединения аргументов:
В нём все аргументы независимы друг от друга, и каждый из них по отдельности уже гарантирует, что тезис верен. Для подтверждения своей мысли спикеру хватило бы и одного аргумента — любого из тех, что у него есть. Но чтобы удвоить или утроить силу своей позиции, он использует сразу все.
Пример: «Смертную казнь в нашей стране необходимо отменить. Во-первых, она антигуманна. Во-вторых, она противоречит Конституции. В-третьих, она противоречит текущим международным договорам».
Кумулятивное соединение
Используется в случае, когда у нас есть ряд аргументов, но каждый недостаточно силён сам по себе. Его не хватает, чтобы в полной мере объяснить тезис. Но вместе они дают исчерпывающий ответ, почему тезис верен. Все аргументы — два, три или десять — дополняют друг друга и в сумме дают нужный результат.
Пример: доказательства вины в суде
Последовательное соединение
Бывает, что мы заявляем тезис и обосновываем его с помощью другого тезиса, который, в свою очередь, сам требует какого-то обоснования. Я думаю, что А, потому что B. А почему B? Потому что C. Если нужно, эту цепочку можно продолжить и дальше.
Пример: «Чтобы купить корову, нужны деньги. Чтобы достать деньги, надо продать что-нибудь ненужное. Но чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет»
Параллельное соединение
От того, как соединяются аргументы, зависит наша стратегия защиты: какие аргументы нам точно надо спасти, а какими можно пожертвовать и не отвечать на возражения.
При подготовке к аргументации мы должны продумать, как она будет выстроена. Чем яснее мы представляем её устройство, тем сложнее оппоненту сбить нас с толку. А чем яснее мы видим, как устроена аргументация противника, тем легче нам атаковать его позицию. Или, наоборот, найти пункты, в которых мы с ним согласны.
Подведем итоги:
Теперь давай вспомним самые важные идеи, которые нужно вынести с этого курса.
Самое главное — помнить о собеседнике и внимательно слушать его. Если человека что-то задело — возможно, он даже сам не понял, что именно, но мы это увидели, — для нас это важная информация. Лучше перестроить диалог, чтобы он оставался кооперативным, чем бить в ядро чужих убеждений и провоцировать ссору.

Помни про триаду, которую предложил Аристотель, — про этос, пафос и логос.
В любом диалоге важно отслеживать, какова твоя репутация, как на тебя реагируют, уважительно ли слушают. Не забывай следить за пафосом. Если собеседник испытывает не те эмоции, на которые мы рассчитывали, — надо быстро перестраивать свою аргументацию.

За аргументацией, которую ты подготовил, тоже важно следить. Уверен ли ты, что твой тезис кристально ясен и ты хорошо его объясняешь? Будет полезно сразу продумать, где тебе могут возразить или начать задавать дополнительные вопросы. Если аргументов больше одного, нужно продумать их порядок, выстроить систему. Перед ответственным мероприятием лучше потрать немного времи и нарисуй аргумент-карту
Вести кооперативные диалоги сложно. И само умение их вести — это не панацея. Нам будут попадаться самые разные собеседники. Кто-то из них будет в принципе не готов договариваться — и мы никак не сможем на это повлиять. Но всё-таки с большинством людей есть шанс найти общий язык и выстроить по-настоящему кооперативное взаимодействие. И чем больше мы будем учиться и практиковаться, тем чаще и легче у нас будет это получаться
На этом всё!
Будем рады, если ты поделишься с нами своим успешным (или не очень) опытом построения диалога и аргументации. А так же будем благодарны за обратную связь по курсу
Мы на связи!
Есть вопросы к отделу обучения?
Нажимай на иконки и пиши нам на почту и в телеграм